» » История отдела



История отдела

Первые этнографические исследования, организованные учеными республик, относятся ко времени существования Института национальной культуры. Позже они были свернуты. И лишь после образования в 1951 г. Башкирского филиала АН СССР, в составе которого одним из первых подразделений стал Институт истории, языка и литературы, вновь возникла предпосылка к формированию этнографического направления исследований в регионе. В это время дирекция ИИЯЛ по согласованию с Президиумом БФАН направляет в аспирантуру центральных академических институтов ряд молодых ученых из Уфы. В их числе впервые по специальности «этнография» в аспирантуру был направлен будущий основатель этнографической школы Башкортостана – Раиль Гумерович Кузеев (1928-2005). В 1954 г., завершив обучение в аспирантуре в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР, он возвращается на родину. В 1955 г., успешно защитив кандидатскую диссертацию. Р.Г. Кузеев выступает с инициативой создания в составе ИИЯЛ сектора археологии и этнографии и становится его первым заведующим.

С конца 1957 г. начинается подбор кадров для этнографических исследований. К 1959 г. в ИИЯЛ существовала небольшая тематическая группа: научные сотрудники Н.В. Бикбулатов и С.Н. Шитова, лаборант М.В. Сурина и художник Г.И. Мухаметшин. Помимо того, близкую к этнографии тематику разрабатывали архитекторы Б.Г. Калимуллин (работавший в институте с 1953 по 1963 гг.) и Р.Г. Салихов (с 1959 по 1963 гг.). 29 мая 1959 г. сектор был преобразован и получил название сектора археологии, этнографии и искусства. После перевода Р.Г. Кузеева на руководящую работу в Президиум Башкирского филиала АН СССР сектором руководили археологи К.В. Сальников (с марта 1961 по 20 июня 1966 гг.), затем Н.A. Мажитов (январь 1968 – октябрь 1976 гг.). После смерти К.В. Сальникова и в период реорганизации сектора во второй половине 70-x гг. ненадолго к руководству возвращался Р.Г. Кузеев. С конца 1963 г. после ухода архитекторов сектор был преобразован в сектор археологии и этнографии.

Ведомственные перемены середины 60-х гг. (временное прекращение функционирования Башкирского филиала АН СССР и самостоятельное существование института под названием «Уфимский институт истории, языка и литературы АН СССР» в 1964-1967 гг. не повлияло на судьбу сектора археологии и этнографии. В 1970 г. в Институте этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая открыли стажировку по этнографии. В 1972 г. в БФ АН СССР открыли аспирантуру по специальности «этнография». Все это позитивно влияло на развитие этнографических кадров в республике. В 1975 г. в Институте была открыта стажировка по специальности «антропология». Стажером был принят на работу выпускник лечебного факультета БГМИ P.M. Юсупов, который был вскоре направлен на стажировку по антропологии в г. Москву, а затем в Ленинград. В 1977 г. Р.М. Юсупов поступил в очную аспирантуру ИЭ АН СССР.

В октябре 1976 г. сектор был преобразован в сектор археологии, этнографии и народного искусства, на базе которого в апреле 1978 г. было создано два самостоятельных сектора – этнографии и археологии. Руководителем сектора этнографии был избран по конкурсу Н.В. Бикбулатов. На этой должности он проработал 15 лет до 1993 г. В 1993 г. заведующим сектором стал антрополог Р.М. Юсупов. В 1995 г. сектор этнографии был преобразован в отдел этнографии и антропологии. В январе 2006 г. отдел этнографии и антропологии преобразован в отдел этнологии. В марте 2006 г. Р.М. Юсупов избран на новый срок заведования отделом, в январе 2011 г. отдел этнологии возглавил А.В. Псянчин.

В годовых отчетах Института истории, языка и литературы с конца 1950-х гг. фигурирует более 40 этнографических, антропологических тем и научных разработок по различным программам.

Интересы этнографов были сосредоточены, прежде всего, на изучении традиционной культуры и истории формирования башкир. Более половины тематических разработок представляли традиционную башкирскую этнографию: 6 исследовали хозяйство и материальную культуру; 4 – декоративно-прикладное искусство; 5 – семейные обычаи и обряды; 3 – общественные праздники и народную хореографию. На первые десятилетия существования отдела приходятся его важнейшие достижения. В это время были полностью реконструированы этногенез и этническая история башкир, осмыслена в основных параметрах материальная и духовная культура башкирского народа, заложены основы фундаментальных этнологических исследований. Впервые планово начинают изучаться все народы Башкортостана. Большая часть этих достижений связана с именами Р.Г. Кузеева, Н.В. Бикбулатова. С.Н. Шитовой. Идейным вдохновителем, организатором и руководителем исследований был, безусловно, Р.Г. Кузеев. Сам Раиль Гумерович внес значительный вклад в исследование вопросов происхождения и формирования башкирского народа. Он автор монографий «Очерки исторической этнографии башкир. Родоплеменные организации в XVII-XVIII вв.» (1957), «Башкирские шежере» (1960), «Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения» (1974), «Историческая этнография башкирского народа» (1978), «Народы Среднего Поволжья и Южного Урала» (1992).

Один из талантливых организаторов башкирской этнографии Н.В. Бикбулатов (1931-1996) занимался изучением декоративно-прикладного искусства башкир («Декоративно прикладное искусство башкир» (1964; в соавторстве с Р.Г.Кузеевым и С.Н.Шитовой), «Народное искусство башкир» (1968; в соавт.). Особенно плодотворными были его исследования в области различных сторон семейного быта, обычаев, связанных с организацией семьи, наследованием имущества, семейно-брачных отношений, истории социальных институтов, а также современных этнических процессов. Им написаны книги «Башкирский аул» (1969), «Башкирская система родства» (1981), «Семейный быт башкир XIX-XX вв.» (1991; в соавторстве с Фатыховой Ф.Ф.) и др.

Материальная культура башкир и декоративно-прикладное искусство а также башкирская народная одежда и кухня, традиционные занятия и ремесла, поселения и жилища были исследованы в работах С.Н. Шитовой «Традиционные поселения и жилища башкир» (1984), «Башкирская народная одежда» (1995), «Резьба и роспись по дереву у башкир» (2001), «История архитектурного декора в башкирских аулах» (2004), «Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир» (2006), а также в статьях по этнокультурным связям башкир с угро-финнами, самодийцами и другими народами Сибири. С течением времени ряды этнографов пополнились такими исследователями, как Р.Г. Гаделгареева, Ф.Ф. Илимбетов, Р.М. Султанов (в 1960-е гг.); М.Г. Муллагулов, М.В. Мурзабулатов, Л.И. Нагаева, (в 1970-е гг.), М.Н. Сулейманова, Ф.Ф. Фатыхова (в 1980-е гг.).

Традиционные средства передвижения и лесные промыслы башкир рассматриваются в книгах М.Г. Муллагулова «Башкирский народный транспорт» (1992) и «Лесные промыслы у башкир» (1994) Изучению хозяйства зауральских башкир посвящены исследования М.В. Мурзабулатова.

Народная хореография и празднества являлись основными направлениями научных интересов Л.И. Нагаевой. Они изложены книгах «Танцы восточных башкир» (1981); «Башкирская народная хореография» (1995); «Башкирские народные праздники, обычаи и обряды» (1999). Родильные, похоронные и поминальные обряды башкир, традиции воспитания детей занимают особое место в исследованиях Ф.Ф. Фатыховой («Семейный быт башкир: XIX-XX вв.». Уфа. 1991). Доисламские верования башкир в целом, а также отдельные аспекты этой темы разрабатывались Р.Н. Сулеймановой и отражены в ее одноименной монографии (2005).

Исключительное значение для расширения тематики и фронтальных полевых исследований имела коллективная тема «Башкиры: Историко-этнографический атлас». Она выполнялась 8 лет в 1968-1975 гг. большим коллективом авторов. Материал собирался по индивидуальным разделам, но по одной программе и в общих ежегодных экспедициях. Из-за ряда объективных и субъективных причин (в частности, из-за текучести кадров: лишь три исполнителя работали весь срок) тема не была завершена. Собранные в те годы материалы значительно пополнили фототеку и архив отдела. Частично они были обобщены и опубликованы в сборниках 1970-х гг.

Уже в 1960-е гг., ориентируясь при сборе материала на традиционную культуру, этнографы так или иначе затрагивалили в своих работах этнические и культурные процессы XX столетия. Один из разделов темы «Современный быт колхозного крестьянства» (1963-1965 гг.) имел целью осветить общественную жизнь и состояние народных традиций в башкирских аулах в середине XX в. При сборе материала в 1964 г. было применено массовое посемейное анкетирование. Результатом исследования стала книга Н.В. Бикбулатова «Башкирский аул». В другом разделе – «Башкирская народная одежда» (исполнитель С.Н. Шитова) – акцент был сделан на особенности традиционного костюма. В монографическом очерке, представлявшем башкирский костюм XIX-XX вв., в отдельной главе С.Н. Шитовой рассматривалось развитие сельской одежды после 1917 г. (Археология и Этнография Башкирии, Т. III).

В 1966-1967 гг. этнографы подключились к институтской теме «Башкирская социалистическая нация». Написанные статьи были опубликованы лишь в 1979 г. в сборнике «Социально-экономические и культурные преобразования в Башкирской АССР».

При разработке темы «Башкирский народный костюм. Традиции и современность» (1986-1988 гг.) одним из практических результатов исследовательской деятельности этнографов была разработка проекта выставки на эту тему и, после обсуждения проблемы на научно-практической республиканской конференции, подготовка сборника «Традиции башкирского народного искусства в современной одежде» (1985).

На современном уровне было проведено социологическое, начатое в 1986 г. совместными усилиями ученых Института истории, языка и литературы (г. Уфа) и Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (г. Москва; ныне Институт этнологии и антропологии РАН). Тема «Современные этнические процессы в Башкирской АССР» разрабатывалась 8 лет. Она охватила башкир, татар и русских. Было опрошено до 6 тысяч человек. Тщательная машинная обработка сведений, собранных на основании вопросников и дальнейшее их осмысление, позволили выявить тенденции развития этнических процессов в сельских и городских массивах по всей республике. В 1992 г. были изданы сборники «Современные этнические процессы в Башкортостане: состояние, проблемы и перспективы исследования» и «Вопросы этнографии городского населения Башкортостана». Главным итогом была большая коллективная монография «Башкиры, татары, русские Башкортостана: Этнокультурные процессы» (Уфа, 2002). На основании этносоциологического обследования 1986 г. был составлен также Статистический свод по материальной культуре башкир, татар и русских который может стать источником при сравнительном изучении изменений в культуре этих этнических групп через определенный промежуток времени – уже в XXI веке.

Этнографы отдела, специалисты по семейным обычаям и обрядности (Н.В. Бикбулатов, Ф.Ф. Фатыхова) участвовали в разработке плановой темы Института этнографии АН СССР «Современные этнические и культурно-бытовые процессы народов Поволжья и Приуралья». 1980-е гг. вывели этнографов Башкортостана на уровень активных и плодотворных связей не только с головным институтом, но и с коллегами из Поволжско-Уральсксго региона. Свидетельством тому стала книга «Народы Поволжья и Приуралья», подготовка которой была доверена творческому коллективу из г.Уфы, а в качестве авторов в ней приняли участие ученые из всех урало-поволжских республик.

В начале 1960-г. гг. был написан этнографический очерк «Башкиры» (авторы Р.Г. Кузеева и С.Н. Шитова) для академической серии «Народы мира». Позже при участии московской исследовательницы В.Н. Белицер он был доработан и включен в серию «Очерки общей этнографии». В 1985 г. в книге «Народы Поволжья и Приуралья» автором очерка «Башкиры» стал Н.В. Бикбулатов. В обновленном варианте этот очерк вошел в более поздние энциклопедические издания.

Этнографы и антропологи участвовали также в написании разделов для коллективного труда «История Башкортостана» и тематических статей для краткой энциклопедии «Башкортостан» и «Башкирской энциклопедии» в 7 томах.

Профессиональный интерес к другим народам проявлялся вначале лишь в связи с решением задач исторического плана: определением этапов этнической истории башкирского народа и формирования культурных пластов. Сравнительный историко-культурный анализ вскрыл ранние и поздние контакты башкир с большим кругом родственных и отдаленных по происхождению народов. Он применялся в исследованиях при изучении орнамента, украшений, головных уборов и одежды, некоторых отраслей хозяйства (пчеловодства, скотоводства, земледелия), транспортных средств, системы родства; семейных обычаев и обрядов, хореографической культуры, домусульманских верований.

Маршруты многих экспедиций включали посещения татарских, чувашских, марийских, удмуртских, мордовских, русских и других населенных пунктов. Состоялись экспедиционные поездки в другие области и республики СССР с работой в поселениях с узбекским, таджикским, алтайским, туркменским, ненецким, селькупским, татарским (в Западной Сибири) населением.

Понимание особенностей культуры народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Средней Азии и азиатского Зарубежья привело к появлению ряда статей об этнокультурных взаимоотношениях башкир с финно-уграми, самодийцами и другими народами таежной Сибири, о следах индо-иранского влияния, родстве башкир с народами Южной Сибири, Средней и Передней Азии и др.

С середины 1980-х гг. стали осуществляться специальные исследования по народам Башкортостана. Часто они включались в этносоциологические и этнодемографические темы. В связи с этим в 1993-1997 гг. отдел разрабатывал тему «Культура и быт народов Башкортостана». С.Н. Шитовой была подготовлена монография «Материальная культура башкир, татар и русских Республики Башкортостан». Самостоятельной историко-этнографической монографией стала книга В.Я Бабенко «Украинцы Башкортостана» (1992), подготовленная в период его работы в ИИЯЛ. В первой половине 1990-х гг. авторами института было написано несколько очерков («Мордва», «Марийцы», «Белорусы», «Русские») для книги «Народы Башкортостана». В 2001 г. З.М. Давлетшиной была завершена и издана монография по этнодемографии татар Башкортостана. М.В. Мурзабулатов на основании этнографических и статистических источников провел исследование семьи и брака у народов республики. Им опубликованы работы «Башкиры в зеркале статистики» (1995), «Семья и брак у башкир» (1999).

В сети связей этнографов и антропологов ИИЯЛ с дальним зарубежьем наиболее ранними были башкиро-венгерские. Еще в 1959 г. заведующий сектором археологии, этнографии и искусства Р.Г. Кузеев и ученый секретарь института лингвист Т.М. Гарипов совместно с учеными Венгрии разрабатывали так называемую «башкиро-мадьярскую» проблему. «Башкиро-мадьярская проблема» интересовала и венгерских ученых. В 1962 г. в Гафурийском и Ишимбайском районах БАССР вел исследования антрополог Тибор Тот в сопровождении этнографа Н.В. Бикбулатова.

Идея финно-угро-башкирского родства занимала и исследователей Финляндии. В 1983 г. комплексная Советско-Финляндская экспедиция в Архангельском, Илишевском и Стерлибашевском районах проводила исследования по соматологии, краниологии, популяционной генетике, дерматоглифике, строению органов зрения, зубов, мягких тканей, обследовав более 640 башкир. Материалы исследования были обсуждены на Советско-Финляндском симпозиуме в 1984 г. в г. Москве, по ним издано два научных сборника: один из них в 1987 г. «Антропология и популяционная генетика башкир» в Уфе (на русском языке); другой – в 1986 г. в Хельсинки (на английском языке). Полевой материал международной экспедиции показал, что в расогенезе башкир роль древнего уральского финно-угорского населения была значительной. Финских исследователей, помимо коренного населения, интересовали финно-угорские народы края. В 1987 г. экспедиция в составе Илдико Лехтинен (старшего научного сотрудника – хранителя финно-угорских коллекций Музейного ведомства Финляндии), Л.И. Нагаевой, Ф.Ф. Фатыховой и М.А. Платоновой работала в Калтасинском, Дюртюлинском и Мишкинском районах и проводила исследования по этнографии восточных марийцев. Илдико Лехтинен собрала значительное число экспонатов для музея в г. Хельсинки. Материалы совместной экспедиции опубликованы отдельными книгами в Финляндии, использованы в научных статьях и докладах на конференциях.

Широкий резонанс получила комплексная экспедиция «Сафир-89», в которой в качестве врача и антрополога участвовал Р.М. Юсупов. В 1989 г. ее участники, среди которых были антропологи и этнологи, решив повторить путь Багдадского посольства халифа Ал-Муктадира к волжским булгарам в X в., прошли маршрут от г. Серахс, что на ирано-туркменской границе, до г. Казани и собрали богатейший материал по антропологии и этнографии тюркских и других народов Туркменистана, Узбекистана, Казахстана. В г. Куня-Ургенч работы проводились совместно с международной экспедицией «Серебряный путь». По материалам экспедиции «Сафир-89» снят научно-популярный фильм.

Сотрудники отдела участвовали в совместной Российско-американской этносоциологической экспедиции 1993 г. организованной Институтом этнологии и антропологии РАН. Участников экспедиции, интересовали современные этнические процессы. В рамках проекта, разработанного американскими социологами, был проведен этносоциологический опрос в городах Уфа, Салават, Белорецк, Нефтекамск, Туймазы, Сибай, Баймак с охватом более 2,4 тысяч респондентов по теме «Язык, национальность и бывший Советский Союз».

Через реферативный академический журнал «Demos», издававшийся в ГДР, благодаря корреспондентской деятельности М.В. Мурзабулатова, ученый мир узнал в 1977-1979 гг. об изданных в издательстве «Наука» книгах Н.В. Бикбулатова и С.Н. Шитовой, а также о сборниках отдела: «Этнография Башкирии», «Народное творчество башкир», «Культура и быт башкир».

Традиционная башкирская этнография по-прежнему является приоритетным направлением в деятельности отдела этнологии. В 1999-2003 гг. разрабатывалась тема «Этническая история башкирского народа». Были изучены различные проблемы этногенеза и этнической истории башкир, а также формирование духовной, материальной культуры и антропологического состава башкирского народа. По этой теме изданы коллективные монографии «Башкиры. Этническая история и традиционная культура» (Уфа, 2002), «Приуралье в эпоху Великого переселения народов» (Уфа, 2004), а также сборники «Этнографические и антропологические исследования в ИИЯЛ» (Уфа, 1999) и «Этнография и антропология в Башкортостане» (Уфа, 2001), посвященный 70-летию Н.В. Бикбулатова.

С 2004 г. разрабатывалась проблема «Башкиры в системе народов Евразии» (2004-2006 гг.). В рамках данной темы были проведены широкомасштабные этнографические и антропологические исследования башкир в исторических границах их расселения. В 2004-2007 гг. были обследованы башкиры Оренбургской, Пермской, Самарской, Саратовской, Курганской и Челябинской областей. За эти годы систематизированы материалы по истории расселения, родо-племенному составу, хозяйству, антропологическому составу, дерматоглифике и серологии башкир этих регионов. Изданы на русском и башкирском языках сборники материалов по курганским башкирам, подготовлены к изданию книги по башкирам-гайнинцам Пермского края, башкирам Оренбургской области.

Под научным руководством P.M. Юсупова велись диссертационные исследования: в 2006 г. приняты в аспирантуру Р.Д. Гаянова «Башкиры Республики Татарстан», соискателем Т.Д. Фаттахова «Семейные обычаи и обряды башкир Степного Заволжья».

Тема «Башкиры в системе народов Евразии» успешно завершилась проведением в декабре 2006 г. межрегиональной конференции и изданием тематического сборника «Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа» (Уфа, 2006), посвященной юбилею видного этнографа Республики С.Н. Шитовой.

В 2007-2009 гг. сотрудники отдела этнологии занимались исследованиями основных этапов формирования материальной и духовной культуры, антропологического состава башкирского народа в рамках коллективной темы «Историческая этнография и антропология башкирского народа». Успешная разработка темы способствовала то, что отдел в последние годы усилился молодыми, перспективными кандидатами наук Э.В. Миграновой, А.Ф. Илимбетовой, Ю.А. Абсалямовой, М.М. Маннаповым, ведущими исследования в области пищевых традиций, культа животных и птиц у башкир, истории и этнографии башкир Восточного Оренбуржья и Степного Заволжья. Этнокультурным связям Южного Урала в древности и средневековье были посвящены исследования соискателей отдела З.Д. Файзуллиной «Этнокультурные связи Южного Урала по данным нумизматики», А.С. Сальманов «Этногенез и ранние этапы этнической истории зауральских башкир». В указанный период З.И. Минибаева завершила диссертационное исследование по теме «Традиционная медицина башкир Курганской области» и в 2011 г. успешно прошла защиту на заседании Диссертационного Совета при Музее этнографии и антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (г. Санкт-Петербург).

По теме отдела этнологии были изданы коллективные монографии «Башкиры-гайнинцы Пермского края. История, этнография, антропология, этногеномика» (Уфа, 2008), «Антропология и популяционная генетика пермских башкир» (Уфа, 2009), вышли монографии Р.М. Юсупова «История башкир-гайнинцев села Елпачиха» (Уфа, 2009), А.Ф. Илимбетовой «Культ животных у башкир: история и современность» (Уфа, 2009), М.М. Маннапова «Переселение башкир Самарской губернии на юго-восток Башкортостана в первой половине ХХ в.» (Уфа, 2008), учебные пособия «Традиционные виды женского рукоделия у башкир». Ч. 1-2. (Уфа, 2007) (составитель З.М. Давлетшина).

В 2007-2009 гг. отдел этнологии пополнился новыми аспирантами, которые начали изучать малоизученные проблемы традиционной этнографии башкир за пределами Республики Башкортостан: Булякова (Абдулгазина) Г.В. «Семейно-бытовые обряды башкир Челябинской области», Кагарманова Ю.В. «Семейно-бытовые обряды пермских башкир: традиции и современность», Мазитов В.Р. «Башкирские шежере как исторический источник». В указанный период аспирант И.И. Бахшиев завершил работу над диссертацией «Население Южного Урала в эпоху бронзы по данным археологии и антропологии» и успешно прошел защиту по теме исследования на заседании Диссертационного Совета Институт Истории имени Ш. Маржани Академии наук Республики Татарстан. 28 мая 2012 г. на заседании Диссертационного Совета при Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук прошла защита диссертационной работы аспиранта Буляковой Г.В.

В 2008-2009 гг. в отдел приняты новые соискатели Муратов Б.А. «Этногенез башкирского народа: историография и современное состояние проблемы», Нагимов Р.Д. «Мировоззрение населения Южного Урала в эпоху раннего железа и его пережитки в духовной и материальной культуре башкир».

В 2010-2012 гг. выполняется коллективная тема «Традиции и современность в материальной и духовной культуре башкир». Направления научных исследований были определены специализацией и сферой интересов научных сотрудников: Р.М. Юсупов занимался антропологическими и этнографическими исследованиями башкирского народа, А.В. Псянчин разрабатывает вопросы этнической географии и истории отечественной этнографии, З.М. Давлетшина работает в научном направлении по изучению функционального значения изделий декоративно-прикладного искусства башкир, изучением традиционной системы питания и традиционной медицины башкирского народа заняты исследователи Э.В. Мигранова и З.И. Минибаева, А.Ф. Илимбетова работает над исследованием культа птиц в религиозно-мифологической системе башкир, Ю.А. Абсалямова поглощена комплексным исследованием региональных особенностей ислама на Южном Урале на примере башкир, М.М. Маннапов и А.С. Сальманов разрабатывают проблемы расселения и вопросы родоплеменной структуры башкир Степного Заволжья, этногенез и ранние этапы этнической истории зауральских башкир.

Под научным руководством А.В. Псянчина проводятся диссертационные исследования: в 2010-2011 гг. приняты в аспирантуру Каримов У.С. «Этнографические исследования С.И. Руденко на Южном Урале», Яфаева Г.М. «Похоронно-поминальная обрядность марийцев Республики Башкортостан», Гисматуллин А.З. «Роль региональных научных обществ в изучении этнографии народов Южного Урала (XIX в. – 30-е гг. XX в.)», соискателем принята Маннапова Г.Д. по теме исследования «Культ природных объектов в традиционном представлении башкир». В 2011 г. принята в аспирантуру Гильмутдинова Р.А.

В 1989 г. при отделе была создана лаборатория антропологических исследований. В разные годы, с 1981 по 1989 гг., в ней работали лаборанты В.В. Кравцов, Р.Н. Бакиров, И.И. Янмурзин. Краниологическая коллекция в настоящее время насчитывает более 1200 черепов древнего и современного населения Южного Урала. Коллекция по башкирам считается крупнейшей по народам Российской Федерации. В 1994 г. научной работой начал заниматься А.А. Вильданов написал диссертацию по палеоантропологии населения Южного Урала в эпоху раннего железа. В 1997 г. в отдел поступила на работу стажер-исследователь Н.А. Суворова для специализации по дерматоглифике. С 2000 г. она обучалась в аспирантуре Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В 2005 г. защитила кандидатскую диссертацию по дерматоглифике башкир. Осталась работать в Москве, в отделе антропологии Института.

В 2001 г. поступил в аспирантуру ИИЯЛ УНЦ РАН по специальности этнография и антропология А.А. Рахмангулов. В 2004 г. завершил аспирантуру с представлением диссертации «Дискретно-варьирующие признаки в краниологии башкир». Сотрудник антропологической лаборатории отдела этнологии А.А. Рахмангулов занимается исследованием составления краниоскопической характеристики краниологических материалов современных башкир с территории Республики Башкортостан и прилегающих областей, а также сравнением этих данных с другими краниометрическими признаками.

В 2010 г. в антропологическую лабораторию был принят А.И. Нечвалода, который занимается реставрацией и созданием скульптурных антропологических реконструкций по черепам представителей различных археологических культур, собранных в результате раскопок на территории Республики Башкортостан и Челябинской области, а также успешно проводит мероприятия по переводу краниологической коллекции в цифровые носители.

В апреле 2011 г. отдел этнологии организовано провел симпозиум, посвященный к 80-летию cо дня рождения известного башкирского этнографа, заведующего отдела этнологии Наиля Валеевича Бикбулатова (1931-1996), а в ноябре 2011 г. Международную научную конференцию «Юсуповские чтения-2011», посвященная памяти видного ученого-антрополога и этнографа, заведующего отдела этнологии Рината Мухаметовича Юсупова (1951-2011).

Отдел этнологии ИИЯЛ УНЦ РАН и сегодня остается, верен традициям, заложенным Р.Г. Кузеевым, Н.В. Бикбулатовым, С.Н. Шитовой, Р.М. Юсуповым и с уверенностью и энтузиазмом смотрит в будущее.